91 ГОД СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ НИКОЛАЯ РЫБНИКОВА 13 декабря 1930 года в Борисоглебске Воронежской области родился Николай Николаевич Рыбников. Один из самых ярких актеров периода оттепели. Песни из кинофильмов с Николаем Рыбниковым напевала вся страна, а в кассы кинотеатров выстраивались многочасовые очереди на фильмы с его участием... "На роль Саши Савченко (авторы дали своему герою фамилию любимого педагога) безоговорочно утвердили Колю Рыбникова. На роль учительницы Тани - Нину Иванову - в то время непрофессиональную актрису, она снималась в учебной студии ВГИКа в курсовых работах студентов. .. Зрители, безусловно, верили в любовь Саши к Тане, а вот во время съёмок не всегда было полное понимание между актерами. Колю Рыбникова иногда раздражало не гибкое с его точки зрения поведение актрисы. Однажды, просматривая материал, привезенный из экспедиции, наткнулась на такую сцену: учительница тёмным вечером выходит из школы, за калиткой её ждёт Саша Савченко. Таня спрашивает: - Это вы, Савченко? И голос режиссёра: "Стоп!" И снова: - Это вы, Савченко? И снова: "Стоп!" В реплике не было ни теплоты, ни нужного удивления. На шестом дубле Рыбников обозлился и на вопрос: "Это вы, Савченко?" ответил: - Нет, не я! В одной из сцен Нина Иванова боялась упасть в снег - опять же сняли несколько неудачных дублей. Тогда Рыбников просто сделал ей подножку, и они очень натурально покатились с горки. Операторы быстро сняли, кадры вышли смешными и достоверными. ... После съёмок мы собирались вместе и придумывали свои игры. Коля Рыбников и Володя Гуляев становились плотно друг к другу один за спину другого, передний обнимал партнера за спину и экспромтом произносил какой-нибудь текст, а задний, выставив руки под мышками у первого, жестикулировал, добиваясь обратного смысла. Получалось очень смешно. Коля под гитару пел арестантские песни. Тогда они были запрещены, их называли блатными, но в исполнении Рыбникова появились народные образы... Когда в 1956 году фильм был уже сдан, концовку переснимали. На аллее киностудии построили фрагмент классной комнаты с окном и досняли сцену с экзаменационными билетами и уходом Саши на смену... После проката фильма "Весна на Заречной улице" студию завалил поток писем от зрителей: кто-то выражал свой восторг, кто-то просил прислать тексты песен, девочки требовали адрес Коли Рыбникова. На все письма полагалось отвечать. Запомнилось мне одно письмо, пришедшее из горной местности Грузии, от автора с ярко выраженной еврейской фамилией. Он просил снять вторую серию фильма и рассказать о дальнейших судьбах героев. Я ответила, что мы не можем этого сделать, так как производство у нас плановое, деньги дает министерство кинематографии, а без денег вести съёмки невозможно. Каково было мое удивление, когда от него снова пришло письмо с предложением составить смету на вторую серию фильма, а он профинансирует её!..." Из книги Е.М. Рудых "Как делалось кино в Одессе". Творческая судьба Николая Рыбникова странным образом разделилась на две неравные части. Счастливый взлет — всего лет шесть-семь, когда не было в стране личности любимее, известнее Рыбникова. И вся жизнь потом — не такая долгая, но ровная, прямая и, в общем-то, почти бессобытийная. Получилось так, что у него была своя короткая, но счастливая «весна на Заречной улице». Причем этой улицей была вся страна, на короткое время хрущевской оттепели обласканная свежим ветром перемен. Рыбникову повезло с тем, что его молодость пришлась на новую эпоху, когда зритель (а коллективным зрителем тогда была вся страна) ждал новых лиц, новых интонаций и новых смыслов. После эпохи позднесталинского «малокартинья», когда снимались исключительно биографии полководцев и композиторов, зрителю хотелось, чтобы кино обратило внимание на его, зрителя, жизнь — бесхитростную, обычную. На быт, на «негероев», которые ходят по улицам и не говорят плакатными фразами. Рыбниковские сталевары, дровосеки, монтажники-высотники были понятны простому зрителю. Они не были стопроцентно положительны — этим тоже вызывали доверие. Рыбников казался парнем с соседней улицы. То ли Заречной, то ли таежной, то ли той безымянной московской улицы, где проживали девушки без адреса. Рыбникову только не повезло, что эта эпоха оказалась короткой. Откуда взялось это фантастическое обаяние? Конечно, Рыбников был очень хорошим актером. Во ВГИКе гениально исполнял в студенческом театре роль Петра Первого. Но хороших артистов много, а Рыбников был такой один. Он родился в Борисоглебске, вырос в Волгограде. Забавно, что в детском саду с упоением играл лисичек и зайчиков. Год проучился в медицинском институте, потом поехал в Москву — поступать во ВГИК. Человек простого нрава, немного наивный, по-народному хитрый. С Рыбниковым случались истории, из которых он, как сказочный герой, выходил целым и невредимым. Еще в институте будущий актер, умевший пародировать известных людей, прославился опасным розыгрышем: он прятался в шкафу и, подключив микрофон к радиоприемнику, голосом диктора Левитана сообщал компрометирующие студентов подробности их личной жизни. Как-то прочитал липовое правительственное сообщение о снижении цен с 1 апреля. В те годы такие шутки заканчивались плохо. К счастью, следователь пожалел студента. Впоследствии эта история легла в основу сюжета фильма Петра Тодоровского «Какая чудная игра». Обаяние Рыбникова — обаяние доверчивой радости жизни, простого домашнего тепла, бесшабашности, дерзкой молодой уверенности в счастье. Уютный голос Рыбникова вписывался в окраинный дворовый быт всех Заречных улиц страны: этому голосу очень шла гитара и никак не подходил громкий оркестр. И любовь самого народного героя как-то идеально вписывалась в апокриф кумира. Он — простодушный сказочный Иванушка — влюбился в красавицу Аллу Ларионову — царицу тогдашнего советского экрана. И в конце концов завоевал ее. В газетах тогда не было светской хроники, но о браке Рыбникова с Ларионовой страна узнала мгновенно. В перерыве между съемками фильма «Высота» Рыбников примчался на новогодние праздники в Минск, где снималась Ларионова. Нужно было, чтобы их расписали за один день, без долгих ожиданий и свидетелей. Загс нашли напротив кинотеатра, где красовалась огромная афиша с портретом Рыбникова. Так родилась самая звездная пара в истории советского кино. И уже на премьере «Высоты» зал Дома кино разразился понимающими аплодисментами на фразе: «Ну, вот, Коля, и кончилась твоя вольная жизнь». Это было быстрое время. Страна стремительно менялась, а вместе с ней менялись экранные герои. И уже через несколько лет на смену рыбниковским работягам пришли другие герои — романтики, интеллектуалы, физики. Рыбников остался на экране, но как-то потускнел и постарел. Он любил готовить, любил шумные веселые компании, собиравшиеся у них дома. Обожал шахматы. Никакой кинозвездности в Рыбникове уже не было. А страна не замечала пожилого артиста, которого безумно любила когда-то. Потом он все реже и реже появлялся на экране — уже седой, с потускневшими глазами. Сверкнул эпизодом в фильме «Выйти замуж за капитана», и стало ясно, что кинематограф в очередной раз проморгал талант, увидев в Рыбникове исключительно рабочий типаж и не разглядев комедийный и драматический талант. Рыбников так и остался «не то кочегаром, не то плотником». Зато остался в памяти зрителей молодым. Вот он и сейчас на экране телевизора затягивается папироской, снова и снова отправляясь на поиски девушки без адреса. Кинокритик Александр Колбовский (culture.ru)

Теги других блогов: кино Николай Рыбников оттепель